Компетентностный подход на уроках литературы и во внеурочной деятельности

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ лицей ст.Азовской Баграмовой Елены Николаевны

Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом
А. Франс

Задумываясь над тем, как сделать интересными уроки литературы приходишь к выводу, что вопрос традиционного обучения - «Чему учить?» становится менее актуальным. Внедрение в российское образование компетентностного подхода позволяет решить острую проблему современной школы, когда учащийся, у которого отсутствует мотивация на образовательную деятельность, овладев набором знаний, испытывает трудности в их применении при решении конкретных практических задач. Компетентностный же подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно: «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения на уроках литературы и во внеурочной деятельности являются действия, направленные на создание ситуации, обеспечивающей успех обучающихся в учебной деятельности, развивающей позитивную мотивацию и стремление к самомотивированию. Учителю необходимо создать условия, при которых ребенок обретет веру в свои силы, в возможность достижения даже субъективно сложного результата.

Руководствуясь данными целями, понимаешь необходимость применения передовых разнообразных технологий, результатом которых является не только трансляция знаний, но и выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика. По К. М. Кантору проект - это проявление творческой активности человеческого сознания, "через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию". Тут же вспоминаются слова Л.С. Выготского о том, что «детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни… Так же точно, как мы помогаем детям организовать их игровую деятельность, мы можем и стимулировать, и направлять творческую реакцию детей». Нет необходимости говорить о том, что ребёнок, по своей натуре, творческая личность, требующая самореализации. И что, как не уроки литературы, могут стать стартовой площадкой для развития и реализации его творческого потенциала.

Учитывая, что «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Стратегия модернизации содержания общего образования» определили культурологические, лингвистические, ценностно-смысловые и коммуникативные предметные компетенции обучения литературе, как основные, постаралась разнообразить тематику учебных и внеурочных проектов.

В течение нескольких лет мною был апробирован системный подход в реализации проектной деятельности учащихся на уроках литературы в условиях средней школы. Хотелось бы поделиться своими наблюдениями и наработками в этой области. Попробую проследить поэтапно, остановиться на самых значимых и, на мой взгляд, интересных.

5 класс

Знакомство с основными жанрами фольклора происходит не только на уроках литературы, но и на музыке, технологии и уроках ИЗО. Совместно с учителями-предметниками ребята работают над созданием проекта по теме «Что такое «народная мудрость», или Как наши прабабушки и прадедушки без телевизора и компьютера весело жили - не тужили?» На уроках литературы мы знакомимся с основными понятиями устного народного творчества, осваиваем технологию «придумывания» загадок, небылиц, потешек, сказок и многого другого. Девочки делятся друг с другом секретами рукоделия, мальчики запасаются частушками, и в назначенное время приходят к красным девицам в избу на посиделки (именно в такой форме проводится итоговое занятие). Во время посиделок ребята поют, играют в «забытые» народные игры, а самое главное – загадывают свои собственные загадки, веселят друг друга придуманными небылицами и потешками, а также читают сочиненные сказки. Важно, чтобы каждый ребенок попробовал себя в роли автора, поэтому с детьми, которым это дается с трудом, хорошо использовать технику незаконченных предложений. Ребенку надо «помочь начать». Для одаренных же детей достаточно создать творческую обстановку, и тогда у них появляются такие произведения:

«Жил на свете Человек, который искал свое счастье. А счастье его заключалось в банке меда, пушистой кошке Салли и маленькой желтой подушке. Люди не понимали его, считали, что он сумасшедший, потому что счастье в их представлении состояло в богатстве и большом доме. У этого Человека появились последователи. Это были двое молодых влюбленных. Они поняли, что он хочет, и присоединились к нему.
У Человека не было постоянной работы, он ходил по Англии, брался за любую работу, чтобы заработать на пропитание. В те самые времена был большой дефицит меда, кошек и подушек. И тогда Человек решил отправиться вместе со своими друзьями в путешествие по другим странам. Человек завел блокнот (мы не знаем, для чего).
Они странствовали больше трех лет, пока не попали в страну Испанию (может, вы о такой слышали?). Там они остались жить, потому что вокруг было много солнца. И Человек все время записывал что-то в свой блокнот.
Однажды, выходя из магазина, он случайно столкнулся в дверях с девушкой лет двадцати пяти. Человек завел с ней разговор. Он спрашивал о том, что ей нравится, кто она. Он узнал, что девушка любит мед, кошек и обожает желтый цвет! Человек обрадовался этому, ведь девушка ему очень понравилась. Он пригласил ее в парк. Они много разговаривали, потом были новые встречи.
Прошел месяц. Девушка и Человек за это время полюбили друг друга. Однажды она пригласила его к себе. Когда Человек вошел в дом, он сразу увидел на столе банку меда, а на диване - кошку на желтых подушках.
- Ее зовут Салли, - сказала девушка.
- Правда?!- воскликнул он.
- А что тебя удивляет?
И Человек рассказал ей о своем счастье. Девушка была рада, потому что ее счастье заключалось в желтом цвете, кошках и любимом человеке. Они стали супругами и жили очень долго и хорошо.
А Человек написал книгу о счастье (вот для чего ему нужен был блокнот), в которой описал все возможные варианты счастья со всего мира.
Вот так этот Человек стал самым счастливым Человеком на свете!»

Катя Данилова, 5 класс.

Данный проект позволяет с первых же уроков вызвать у ребят интерес к предмету и сделать переход учащихся из начальной школы в среднее звено более плавным и психологически комфортным.

В пятом классе также запланирован проект «погружения» в образ, по творчеству А.С.Пушкина. Своей целью он ставит развитие поэтических способностей у детей и практическое применение навыков стихосложения, приобретенных на уроках литературы и родной словесности. Подробно проект «погружения» в образ, посвященного жизни и творчеству А.С.Пушкина «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет» опубликован в федеральном журнале «Школьное планирование» №2, за 2005 г. Практическим выходом данного проекта стала литературная гостиная (эта форма работы для ребят является одной из самых любимых), на которой ученики читают не только стихи А.С.Пушкина, но и свои собственные:

Я порхаю, как бабочка,
Унесенная ветром любви.
Я б хотела достать маленькое счастье
Для семьи,
Для себя,
Для судьбы.

Катя Беренская, 5 кл.

Осенняя сказка

Вселяет страх, вселяет трепет
Листвы сухой полночный лепет.
И под луною цвета крови
Мечтает осень о покое.
То стало тихо, как в раю,
То ветер воет песнь свою.
Покой поставлен был на кон
У дня и ночи свой закон.
И он проигран, как монета
Убогих душ-ветров заветы.
Гаснут цвета и блёкнут краски
И нет следа осенней сказки.
Листву заменят снег и лёд
И осень заново умрёт,
Чтобы родиться через год.
Таков её круговорот.
То вновь листва шипит в глуши,
То снег скрипит в ночной тиши.

Ульяна Галайковская, 5 кл.

6 класс

В начале учебного года на уроках литературы мы знакомимся с мифами Древней Греции. Конечно же, знакомство может быть приятным и интересным, если объект «живой» и многогранный. Поэтому на данном этапе работы самым продуктивным видом проектной деятельности может стать театральное мастерство. Была разработана программа театрального объединения, в которой рассматривается единство компонентов: творчество-сотворчество-знание и умение. Одним из первых спектаклей, поставленных с ребятами, стал спектакль, основанный на мифах Древней Греции. Сценарий пишется учителем. При этом учитывается то, что каждый ребенок должен исполнить пусть маленькую, но свою роль (последний раз сценарий пришлось дополнять, чтобы все тридцать два шестиклассника участвовали в спектакле).

Также данная форма проектной деятельности важна при изучении на уроках литературы такого понятия, как «драматургия». Она дает возможность показать учащимся разницу между литературным произведением, написанным для восприятия их читателем, и драматическим произведением, предназначенным для восприятия зрителем, то есть пьесу, драму, комедию нельзя просто читать, они служат другой цели: их можно и нужно смотреть на сцене. Отсюда и принципиально другой метод изучения драматургии. Познавать её можно лишь на сцене. И конечно же, такая деятельность способствует формированию культурологических и коммуникативных предметных компетенции у учащихся.

7 класс

В седьмом классе мы проводим интегрированные уроки, когда одновременно двое или более учителей разных специальностей (словесник, музыкант, художник, историк) ведут урок в одном классе, что позволяет глубже и шире раскрыть заданную тему. Эта форма работы позволяет вовлечь всех ребят с разными способностями в учебную деятельность. Пример разработок интегрированных уроков по литературе, музыке и изо по произведениям И.С. Тургенева «Бежин луг и Н.В. Гоголя «Ревизор» можно найти на школьном сайте azlicey.narod.ru Здесь же хотелось представить несколько карикатур на героев произведения Н.В.Гоголя «Ревизор», сделанных ребятами.

 

8 класс

Основной проект этого учебного года – создание сборника романтических произведений учащихся восьмого класса. Знакомясь с литературным течением – романтизм, ребята осваивают новые литературоведческие понятия, что само по себе непросто. Чтобы сделать процесс обучения интересным, мы пробуем на практике закрепить приобретенные знания, связанные с особенностями данного литературного направления. Романтические произведения, которые пишут восьмиклассники, входят в прозаический сборник. Если ребенок не может придумать сюжет сам, можно воспользоваться каким-нибудь известным романтическим произведением, предложив ему использовать фабулу или фрагмент для своего произведения. Как показывает практика, таких ребят двое-трое, остальные пишут «эксклюзивные» истории, которые с удовольствием читают на литературных гостиных. Огромным стимулом для ребят становится участие в различных творческих конкурсах и в Сальниковских чтениях, проводимых районной библиотекой. Многие работы учащихся, победивших в литературном конкурсе на премию Ю.В. Сальникова, опубликованы в сборниках «Душа по капле собирает свет».

9 класс

Девятиклассники становятся активными участниками недели самоуправления в школе. Многие пробуют себя в роли учителей русского языка и литературы. Основное внимание уделяется на данном этапе формированию ценностно- смысловых предметных компетенций. Учащиеся тщательно планируют уроки, а после их проведения пишут самоанализ в форме эссе:

«…Преподавать уроки в младших классах одно удовольствие. Они как будто читают ваши мысли и знают, что вы должны им сказать. Они подача вашего материала! Конечно, уроки было необходимо тщательно готовить и продумывать. Я думаю, нам удалось осуществить задуманное». Вербицкий Михаил.

К девятому классу у многих ребят проявляется талант «легкого пера», поэтому они часто становятся юнкорами школьной газеты «Ступени», а некоторые и районной газеты «Зори». Газета как продукт проектной деятельности - замечательная возможность для ребят «примерить» на себя профессию журналиста. Кто-то связывает с ней свою будущую жизнь.

Подводя итог сказанному, мне хотелось бы еще раз отметить продуктивность

проектной методики, которая характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. А это, на мой взгляд, и есть путь к личностному росту и самосовершенствованию.

Список литературы:

  1. Зимин В. Н. Методы активного обучения как необходимое условие овладения обучающимися ключевыми компетенциями. – Иркутск, 2009.
  2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2008. - №5.
  3. Хуторский А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
  4. «Стратегия модернизации содержания общего образования». - М.,ООО «Мир книги», 2001.
Back to Top