Учебное пособие

«Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»

Одной из основных задач, стоящих перед учителем русского языка и литературы, является всестороннее развитие, при котором ребёнок не испытывает информационных перегрузок, ведущих к физическому, умственному и психическому перенапряжению. В наш век инновационных технологий учитель должен помочь ученикам преодолеть возникающий барьер между возрастающим объёмом информации, которую должен обработать ученик, и его психофизиологическими возможностями. Детей необходимо обучить методам и приёмам переработки и запоминания информации, к которым можно отнести мнемотехнику.

Интеллектуальное развитие человека осуществляется самостоятельно, мы можем создать только условие для его реализации. По словам Ж. Пиаже «Ребёнок – строитель собственных интеллектуальных структур». Любое знание даётся легко, если оно вписывается в индивидуальную модель познания, поэтому необходимо не только обучить ребёнка приёмам и методам обработки информации, но и дать ему возможность «примерить» различные методы и приёмы и выбрать свой собственный.

Использование на уроках приёмов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г.Карцевой позволяет нам значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. При использовании мнемотехники на занятиях создаются максимально возможные условия для теоретизирования, рассуждения. Появляется дополнительная возможность дать ребёнку самостоятельно мыслить, рассуждать и не боятся высказывать свои мысли на аудиторию, что очень важно для учителя - словесника. Мнемотаблицы, кодированные стихи несут не только различную информацию и решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического, образного мышления, тренируют внимание. Большое значение методика имеет в работе с «низко», «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребёнок овладевает этими знаниями, тем легче ему даётся процесс обучения. Исследования по обучению и воспитанию детей старшего школьного возраста показывают, что в период младшего школьного возраста играет особую роль в общем процессе формирования личности. Уровень детей, занимающихся по данной методики, по уровню развития общих способностей, памяти, мышления, воображения значительно выше, чем у их сверстников.

Предлагаемое нами учебное пособие для учителей русского языка и литературы разработано на основе методики когнитивно-познавательного развития Е.Г.Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературе, которые могут быть использованы в форме раздаточного материала. Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой и работающие по данному пособию, в будущем легко усваивают большие объёмы труднозапоминаемой информации, самостоятельно кодируя её.

Развивающие мнемотаблиц по русскому языку.

Пример работы с мнемотаблицами.

Метод запоминания - составление сюжета:

Однажды буквы Ж и Ш решили поселиться вместе и получился у них вот такой домик. Но скучно было в пустых комнатах, и решили они звать к себе всех, кто хотел приобрести добрых друзей. Вскоре все шесть комнат были заняты. Шустрая обезьянка, быстрый уж, трудолюбивый енот, гордый индюк, молчаливый ёрш и длинноногий аист стали друзьями Ж и Ш. С тех пор сочетаются они с буквами О, У, Е, И, Ё, А. И не дружат с буквами Ю,Э,Ы,Я, которым место в домике не хватило.

2. Мнемотаблица. Словарные слова. Метод работы – составление связного рассказа.

3. Мнемотаблица. Правописание Ц с гласными. Метод работы – составление сюжета.

4. Ряд мнемотаблиц. Правописание чередующихся гласных.

Мнемотаблицы по литературе. Кодированные стихотворения.

Метод работы: кодирование текста с помощью рисуночных символов. Можно использовать данные кодированные стихи, либо кодировать вместе с учащимися.

1. Данная таблица полностью состоит из символов.

2. Мнемотаблица, в которой символы перемежаются со словами.

3.

4.

5.

6.

7.

Back to Top