Отражение в поэме А.Ахматовой «Реквием» личной трагедии и народного горя.

Цели урока:

  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родине, эмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
 

Оборудование:

  1. «Реквием» А.Ахматовой
  2. Тексты произведений, учебник.
  3. Поурочные разработки по русской литературе. 11 кл. Изд. Москва 2004.

Ход урока.

Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…

Анна Ахматова

 I. Оргмомент. Комментарий эпиграфа к уроку.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Цель урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

II. Слово учителя. ( Материал из сборника поурочных разработок по русской литературе. 11 кл. Стр. 65-66).
«Реквием» переводится похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка.
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

III. Деятельность учащихся по теме урока.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
-Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
 (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
-Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)
-Итак, кому же посвящается поэма?
( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.
(сообщение учащихся.)
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?
(читаем «Вступление»)
Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»
- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
- Что происходит с героиней?
(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)
Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались... Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.
- Прочтите название X главы. С чем оно связано?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
- Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?
Трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери. В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.
Обратимся к эпилогу.
Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.
Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:
(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране…

IV. Итоги урока.

Обобщение:

  1. Поэма создавалась в нечеловеческих условиях, в «страшные годы ежовшины».
  2. Именно им «невольным подругам… двух осатанелых…» посвящается поэма «Реквием».
  3. Лирическая героиня поэмы ищет утешения у смерти, великая скорбь, однако, делает ее как бы новой богоматерью. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.
  4. В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу.
  5. Истоки зла, которые взяли в стране верх уходят в историю, масштабы трагедии расширяются обращением к образам Христа и Богоматери, к библейскому сюжету.

Домашнее задание:

  1. Поэма ли «Реквием»? Не цикл ли различных стихотворении, написанных в разное время и более или менее случайно объединенных авторской волей под общим названием.
  2. Средства художественной выразительности в поэме «Реквием».
Back to Top