Пейзаж в литературе.

Разработка интегрированного урока по произведению И.С.Тургенева «Бежин луг» ( 7-ой класс.)

Цель урока:

Выявить роль пейзажа в повествовании, вызвать интерес к чтению пейзажных зарисовок, создать нужную атмосферу для восприятия  произведения.

 

Оборудование:

Текст  произведения,  репродукция В.Е. Маковского «Ночное», запись П.И. Чайковского «Времена года», класс с затемнением,  мультимедийный проектор, фото «Закат в степи», аудиозапись «Звуки ночного леса», Григ «Утро».

Ход урока (Продолжительность: 2 урока по 40 мин.)

1. Реализация домашнего задания.

- Попробуйте охарактеризовать героев произведения  И.С.Тургенева «Бежин луг».

Ученики создают речевые характеристики мальчиков, сопоставляют их по признакам, которые определяют сами.

2. Основное содержание урока.

- У нас получились  настоящие словесные портреты героев, которые во многом перекликаются  с художественными образами мальчиков, изображённых на картине  В.Е. Маковского «Ночное». И это неудивительно, ведь цель искусства,  будь то литература, музыка, живопись, скульптура, - изображать, передавать  чувства, создавать образы и настроение. Само же произведение создаёт автор. Автор в искусстве, в буквальном смысле, - это виновник, основатель, устроитель и создатель. Давайте же посмотрим, как Тургенев создаёт своих героев. Начнём с момента встречи рассказчика с мальчиками.

(Кто-то из учеников  читает отрывок из произведения.)

- Скажите, рассказчик  вмешивается в разговор ребят?
Нет, он наблюдает, описывает происходящее как будто со стороны.

-  Но мы ощущаем везде присутствие автора-рассказчика. Как Тургенев добивается этого?  Что он использует? Я открою вам секрет – это происходит благодаря пейзажным зарисовкам.  Да, я говорю именно  о тех фрагментах текста, в которых описывается природа, и которые мы обычно внимательно не прочитываем, а пробегаем по ним глазами, упуская что-то самое важное. Сейчас вы услышите отрывок из произведения, который не раз читали, но я уверена, что для вас откроется много нового и интересного. Поможет мне в этом музыка, так как литература и музыка способны, как нельзя лучше, создать настроение, образ.

(Урок продолжает учитель музыки. Он говорит о создании пейзажа в музыкальном произведении. Знакомит ребят с музыкой, которая будет звучать во время чтения, а именно «Времена года» Чайковского П.И. )(Всего 5 мин.)

- Итак, начнём. Вас, ребята, я попрошу во время моего чтения следить по тексту и выделять  изобразительно-выразительные средства.

(Читаю отрывок из произведения: день-вечер-ночь.)

- Какие чувства вызвало у вас описание погожего дня?

I...

- Какие  изобразительно-выразительные средства  вам удалось найти?

Ученики приводят примеры эпитетов, сравнений, метафор.

- Видите сколько у автора приёмов для создания картины. Он может  внутреннее состояние  героя передать с помощью пейзажа.  Природа, как зеркало,  отражает настроение и состояние персонажа: тёплый, как молоко, день - герой испытывает радость и спокойствие; как только он заблудился, и в душе родились тревога и смятение – наступают сумерки.

Ученики подтверждают сказанное отрывками из текста.     

- Если вы внимательно читали произведение, то заметили, что в нём есть пейзажные зарисовки каждого времени суток: июньский день – вечер – ночь - летнее утро. Автор как будто окольцовывает сюжет произведения. При этом создаёт не просто пейзаж, не просто летнее утро,  а заставляет природу звучать в унисон со своим сердцем.

(Читаю отрывок произведения «Утро» под музыку Грига «Утро»)

- Вы слышите, у Тургенева природа не просто красива, она контрастирует с происходящими событиями.  На фоне жизнеутверждающего прекрасного утра, как страшный удар молнии, звучит последняя строка произведения, где говорится о смерти.  Как нелепа смерть Павла, когда вот она жизнь, когда всё просыпается и не должно обрываться.

Мы говорили с вами об описании дня, вечера и утра в рассказе, но все основные события происходят ночью и для того, чтобы продолжить разговор об этом,  мы перейдём в другой кабинет.

(В кабинете, где отсутствуют парты, заранее создаётся обстановка, имитирующая ночь: затемняются окна, на экране  - фото заката в степи, звучит запись «Звуки ночного леса». Ребята рассаживаются на ковёр в круг.)

- Вот теперь самое время рассказывать страшные истории, ведь вокруг…

( Учитель читает отрывок из произведения И.С.Тургенева с описанием ночной степи.)

( Учитель музыки начитает петь «Выйду ночью в поле с конём…», ученики подхватывают.)

- А сейчас на уроке изобразительного искусства вы попробуете себя в роли автора, создавая художественные пейзажи.

Back to Top