Смешное в искусстве.

Разработка интегрированного урока по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор» (9-ый класс.)

Цель урока:

Помочь учащимся понять разницу между юмором и сатирой, познакомить с понятием «гротеск», проиллюстрировать использование гротеска в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Вызвать живой интерес к творчеству писателей – сатириков.

 

Оборудование:

сборник «Живые страницы» (письма русских писателей), альбом «Карикатура ХХ века», современная карикатура, мультимедийный экран, слайды «Кукрыниксы» и другие, фортепьяно, аудиозаписи романсов А.С. Даргомыжского.

Ход урока (Продолжительность:2 урока по 40 мин.)

…и смешная же она, Русь-то, не глядя
на весь трагизм её жизни.

М.Горький

Гоголь - царь русского смеха.

А.В. Луначарский

1. Основное содержание урока.

-Юмористическая и сатирическая литература издавна пользуется любовью читателей. Смех – способ противостоять трудностям. В психологии «лечат» смехом, поднимают настроение, тонус. Страна, государство – это тоже живой организм, который иногда требует «врачевания». Писатели, художники всегда были яркими представителями, рупорами своего времени. Многие из них не могли оставаться в стороне от происходящих событий. Когда писатель хочет сказать правду смешно – появляется сатирическое произведение. Если же художник и писатель просто шутят – юмористическое произведение.

(Учитель записывает на доске, а ребята - в тетрадях: «Юмор – больше шутки. Сатира – больше правды».)

- Говорить жестокую правду опасно: её либо не поймут, либо поймут так быстро, что не дадут сказать до конца. Поэтому писатели иногда «прячут» правду. Попробуйте привести примеры произведений, в которых правда была «спрятана», а человеческие пороки высмеивались в аллегоричной форме.

I Ученики называют басни Крылова, Эзопа.

- Верно, шутка наряжает правду в фантастические одежды, словно на маскараде. В жизни тоже иногда пороки разгуливают в масках добродетелей. Чтобы создать сатирическое произведение, чтобы не бить лежачего, а критиковать тех, кто стоит, и не просто стоит, а стоит у власти - нужна смелость. Прочитав комедию «Ревизор», можно утверждать, что Гоголь был смелым человеком.

(Читаю отрывок из письма Гоголя к М.И.Гоголь от 26.02.1827г. Из сборника «Живые страницы» с.192)

- Вы услышали отрывок из письма Гоголя. Скажите, в чём же писатель видел своё предназначение?

I…

- Назовите других писателей, творчество которых служило русскому отечеству, обнажая его пороки, сливая шутку с правдой.

I Д.И.Фонвизин, И.Крылов, М.Е.Салтыков-Щедрин, Козьма Прутков, А.П.Чехов.

- Нужно заметить, что у некоторых писателей сатира перерастает в нечто большее, приобретая фантастические формы. Такой приём называется гротеском.

(Записываем в тетрадях: Гротеск – изображение людей или предметов в фантастическом, преувеличенном, уродливо – комическом виде в изобразительном искусстве, театре, литературе.)

- Гротеск широко применялся не только в литературе, например, в произведениях у Салтыкова-Щедрина, у М.Булгакова, но и в других видах искусства. Об этом расскажет сейчас учитель музыки.

(Учитель говорит о том, что и среди известных композиторов были те, кто сатирически изображал действительность, обнажая пороки и смеясь над ними. В качестве примера исполняет под аккомпанемент фортепиано романс А.С. Даргомыжского «Титулярный советник». Другие романсы этого автора звучат в записи.)

- Вы, наверное, успели заметить, что смех в сатире растворяется. Он растворяется в правде. Становится не смешно, а грустно. Помните письмо Ваньки из рассказа Чехова: предложения неказисты, но смеяться над Ванькой не хочется. Смешно, а смеяться не хочется. Такие же чувства вызывает и последняя сцена «Ревизора». Нелепая, смешная ситуация – а смеяться не хочется. И задаёшься вопросом: чем является «немая сцена» - развязкой действия, его кульминацией, или же завязкой нового? А как вы думаете?

I…

- Обобщая сказанное вами, можно заметить, что это и первое, и второе, и третье. Мы видим гоголевских персонажей в момент наивысшего потрясения после всего случившегося на пороге новых событий. А что представляет собой каждый из них? Дома вы должны были составить характеристики отдельных персонажей, используя замечания Гоголя и свои личные наблюдения.

2. Проверка домашнего задания.

(Слушаем ответы нескольких учеников, сопоставляем получившиеся словесные портреты.)

- Не случайно мы проверяем домашнее задание только сейчас. Пришло время познакомиться вам с понятием «карикатура», гротеск в изобразительном искусстве. Я думаю, что благодаря этому знакомству у вас возникнет желание попробовать себя в роли художника – карикатуриста и нарисовать шаржи на гоголевских персонажей.

(Учитель живописи рассказывает об истории создания карикатуры, используя большое количество иллюстративного материала: альбомы с карикатурами, с современными дружескими шаржами; слайды.)

На уроке изо учащиеся рисуют карикатуры на гоголевских персонажей. Готовые работы учитель литературы распределяет на доске так, как они расположены Гоголем в немой сцене, отдельно – карикатуры на Хлестакова.

Back to Top