Что в имени тебе моем…

Сценарий литературной гостиной «Что в имени тебе моем…»

Сценарий литературной гостиной «Что в имени тебе моем…»

Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады видеть вас в нашей литературной гостиной. Сегодня мы собрались, чтобы прикоснуться к творчеству великого русского поэта, прозаика, драматурга – Александра Сергеевича Пушкина

«Что в имени тебе моем»

(звучит стихотворение в исполнении ученика)

Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с
самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с синим ее лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.

В юности Пушкин приходит к нам через школу. Он пробуждает стремление к высокому, любовь к «святой вольности», неукротимое желание посвятить отчизне «души прекрасные порывы».

А потом наступают зрелые годы, и к Пушкину обращаются самостоятельно, без посредников, по велению ума и сердца. И тогда происходит открытие своего Пушкина.

Все было предметом его поэзии. Мир поэта громаден, мудр и неповторим. Он открывает его своему читателю, отдает нам всё богатство своего щедрого сердца, весь опыт души, переживания о будущем родины и народа. Он увлекает нас к добру и прекрасному на земле. Лучше всего показывают этот мир стихи А. Пушкина.

Блок «Дружба»

Вы видите, каким разным может быть лирический герой Пушкина, как и он сам: живой и ищущий.

Волею судьбы Пушкин был вынужден жить вдали от родных мест, близких людей. «Вяземскому в письме Москва. 21 июня 1818 г.
Я стихов более не пишу и совсем ничего не делаю. Тебя здесь нет. Жуковского и Батюшкова не бывало. Без вас, милых друзей моих, я никуда не гожусь, и талант мой мертв, и Муза нема.»

Но душа его оставалась свободной.

«Узник»
«Птичка» (звучат стихотворения в исполнении учеников)

Пушкин сумел даровать свободу русской поэзии. Через всю жизнь и своё творчество он пронес два святых для него чувства – любовь и дружбу. Царскосельский лицей остался светлой страницей его воспоминаний. А друзья-лицеисты навсегда были для Пушкина самыми близкими, как далеко бы не забрасывала его жизнь.

Сценка «Лицей» (см. Приложение)

Блок «Сказки»

Когда мы читаем Пушкина, с нами случаются удивительные вещи. Мы испытываем разнообразные чувства, переживаем… А еще совершаем путешествия в разные места, отправляемся в гости к разным народам мира, при всем при том, что Пушкину так и не удалось побывать за границей.

А еще с ним мы можем попасть в сказку, в мир баллады. Фольклорные мотивы присутствуют в лирике Пушкина.

Особенным человеком в жизни Пушкина была его няня, Арина Родионовна. Это ее удивительный дар сказительницы помог Пушкину подарить нам сказки, которые с детства все знают почти наизусть.

«Няне»

Блок «Любовь»

Поэзия и жизнь, как порой близки бывают эти понятия. Особенно когда речь идет о поэзии Пушкина. Любовью и красотой пропитана вся его поэзия. Она заставляет трепетать, затрагивая самые высокие струны нашей души.

«Я вас любил»

Настоящей любовью его жизни стала Наталья Николаевна Гончарова, юная красавица, красотой и прелестью которой восхищался поэт. Ей посвятил он стихотворение «Мадонна».

«Мадонна» в исполнении И.Смоктуновского (видеозапись)

История создания и исполнение хора «За церковью за немецкою» Шнитке

Блок «Пейзажная лирика»

Мир, дом, покой – пожалуй, это то, к чему стремился Пушкин и самые близкие по духу его литературные герои. В этом простое счастье простого человека. Но путь к нему не прост, иногда трагичен. Остаться человеком, сохранить верность любви, не ожесточиться, не сломаться. Пушкин находил силы в творчестве, в природе. Многие герои Пушкина захвачены стихиями, сама поэзия Пушкина подпитана природой. Осень – любимое время года поэта. Любуясь красотой золотой листвы, мы можем почувствовать запах, свежесть и красоту, которой так восхищался поэт.

«Уж небо осенью дышало»

«Осеннее утро»

«Туча»

«Зимнее утро»

«Опрятней модного паркета»

Поэзия Пушкина вдохновила многих художников, композиторов создать настоящие шедевры русской культуры. Так произошло со стихотворением.

Исполнение песни «Буря мглою…» (поют пятиклассники)

Блок «Погружение в образ»

Подводится итог большой подготовительной работы к гостиной, когда ребята делали свои альбомы для стихов на уроках технологии, сочиняли на уроках литературы, рисовали иллюстрации на изо. Результаты демонстрируются родителям и гостям гостиной.

Альбомы

Стихи тезок

Иллюстрации произведений Пушкина

Стихотворения собственного сочинения

По всем правилам светских приемов наша литературная гостиная тоже заканчивается балом.

Танец «Полонез» в исполнении пятиклассников

Приложение

Урок словесности

Сцена первая

Звенит звонок. Входит Кошанский Н. Ф. (профессор словесности) – лицеисты встают.

- Да! Режим лицейский строг – всех сзывают на урок.

КОШАНСКИЙ (лицеисты пишут, Кошанский ходит, смотрит):

Вы вчера писали в прозе,
А сейчас в стихах – о розе.
Кюхельбекер! Написали?

КЮХЛЯ: Снова мысли поскакали…

КОШАНСКИЙ: Милый Пущин! Что же с вами?

ПУЩИН: Я, профессор, не Державин…

КОШАНСКИЙ: Илличевский! Бойкий слог! Но и лучше ты бы мог. Что же Пушкин Саша скажет?

ЛИЦЕИСТЫ: Он сейчас стихи покажет.

КОШАНСКИЙ (читает лист, поданный Пушкиным): О! Прекрасно! Прочитайте! И другим пример подайте!

ПУШКИН:

Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.

Не говори:
Так вянет младость!
Не говори:
Вот жизни радость!

Цветку скажи:
Прости, жалея!
И на лилею
Нам укажи.

(Все хлопают)

Сцена вторая

Летом 1816 года сообщили новость – граф Разумовский с соизволения царя распорядился ускорить наш выпуск на четыре месяца.

Что заставило начальство торопиться с выпуском нам неизвестно. Большинство из лицеистов ожидает штатская служба.

ПУЩИН: Я с удовольствием занимаюсь артиллерией, фортификацией и тактикой.

ГОРЧАКОВ: Кроме французского и немецкого принялся за итальянский и английский. Написал дядюшке, что Энгельгардт, который долгое время служил в дипломатическом корпусе, помогает нам готовиться к служебной карьере.

КЮХЕЛЬБЕКЕР: Я решительно заявляю, что поеду школьным учителем куда-нибудь в провинцию.

ДЕЛЬВИГ: Я еще толком не знаю, куда определиться. Пока собираюсь к родным в Кременчуг.

ПУШКИН: Как я решил свою судьбу? В голове бродят гусарские мечты! Я пойду в гусары! Непременно в гусары! Там столько друзей… почему бы не пойти? Я здоров, ловок, силен. Прекрасно езжу верхом. Но все родные против. Отец решительно заявил, что не будет содержать меня в конной гвардии: расходы велики. Заявил…если так уж неймется, иди в армию. Просто в армию я не хочу. Я хочу в гусары! Ну, а если не судьба, будь что будет.

ЧТЕЦ: к огорчению Энгельгардта, выпуск прошел тихо и скромно. Собрались в актовом зале. Явился царь в сопровождении одного лишь Голицына. Энгельгардт сказал речь. Куницын прочитал отчет Конференции. Голицын «по старшинству выпуска» - представил окончивших «его величеству». Царь раздал награды – медали, похвальные листы. На лицевой стороне лицейской медали изображены были «принадлежности наук и словесности» : сова – символ мудрости, лира, свиток и венки – лавровый и дубовый. Над ними надпись: «Для общей пользы».

Сцена третья

«Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша». Царь не стал слушать пения. Он ушел. Пели не для него. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

О матерь! Вняли мы призванью,
Кипит в груди младая кровь!
Одно лишь есть у нас желанье –
Всегда хранить к себе любовь!

Мы дали клятву: все родимой,
Все без раздела – кровь и труд.
Готовы в бой неколебимо,
Неколебимо – правды в суд…

Простимся, братья! Руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

Друг на друге остановите
Вы взор с прощальною слезой!
Храните, о друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой.

То ж к правде сильное стремленье,
Ту ж юную ко славе кровь.
В несчастье – гордое терпенье,
А в счастье – всем равно любовь!

Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!

Прощайтесь, братья, руку в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, здесь сроднила нас!

ЛИЦЕИСТЫ:

- Мы окончили Лицей на три месяца раньше положенного. Стены нас больше уже не держали.

- 9 июня 1817 года… завтра мы покидаем Лицей навсегда.

Прошли лета соединенья…
Разорван он, наш верный круг…
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!

Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья;
И дни твои полетом сновиденья;
Да пролетят в счастливой тишине!

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все все мои друзья!

Конец

Back to Top